Шерстяные бриллианты. Кашемир и пашмина.«Шерстяной бриллиант», «мягкое золото Азии», «королевская пряжа», «драгоценная нить»… О, кашемир! Изысканный и шикарный, не стареющий и ультрамодный, утонченный и справедливо дорогой!
А вы знаете, что такое кашемир? Честно говоря, я даже расстроилась, когда прочитала, сколько глупостей пишут о нем в Интернете. Одни думают, что кашемир – это ягнячья шерсть, другие считают его разновидностью мохера, третьи и вовсе достижением современных технологий. Да нет же! Никакая это не шерсть, не волос и, тем более, не синтетика. Кашемир - это пух диких горных коз. Но какой! Легкий, теплый, нежный, волшебный!
Вложение:
cashmere1.jpg [ 71.88 Кб | Просмотров: 10703 ]
Давным-давно, еще в 16 в., козы жили на Тибете, в Кашмире. От названия этого северного штата Индии и произошло слово «кашемир». Позднее, в 18 в. часть коз переселилась в пустыню Гоби и прилегающие к ней высокогорные районы. Что им не понравилось в Кашмире неизвестно, скорее всего, изменилась погода – потеплело. Дело в том, что кашмирские козы – настоящие экстремалы. Их любимая обстановка – горные пустыни на высоте 4-5 тысяч метров над уровнем моря, полное отсутствие растительной пищи и, главное, резкие перепады температур в течение года. Эти козочки всегда предпочитали специфический климат: +40ºС летом и –50ºС зимой. И замечательно приспособились. Чтобы не замерзнуть в таких суровых условиях, у них каждый год вырастает шубка из двух слоев: верхний - грубая шерсть, нижний - тончайший и очень теплый пух. Весной подшерсток становится не нужен, и козы линяют.
Июнь - самая горячая пора для местных жителей. Ведь кашемировый промысел – их главное средство дохода. Необходимо не только состричь и вычесать драгоценный пух, но и тщательно разобрать свою добычу, вначале отделяя пуховые волокна от грубых, потом сортируя их по длине и тонине. Из 500 г, которые можно получить от средней козы, после всех операций остается не более 100-150 г пуха. Но и он ценится по-разному.
«Кашемиром» принято называть пух тониной не более 16 - 19 мкм. Его натуральные цвета – белый, коричневый, черный и серый. Белый пух – самый дорогой, т.к. его качество выше, и он может окрашиваться в различные цвета. Козы, производящие этот пух, - большая редкость. Лучшие из них проживают в Монголии и Внутренней Монголии – территории, ныне принадлежащей Китаю. Похожие козы есть в Турции, Иране и Афганистане. Но их пух хуже - не такой тонкий, более грязный и более темный - его стоимость намного ниже. И что удивительно! Все попытки разводить кашмирских коз в других местах, например, в Австралии, Новой Зеландии, США, ни к чему не привели. При заботливом уходе и в более мягком климате драгоценный подшерсток мгновенно терял свои уникальные свойства: легкость и способность сохранять тепло. Вот сколько проблем! Чтобы связать один джемпер, понадобится 3-4 козы и огромное количество ручного труда! Теперь вы понимаете, почему настоящий кашемир - дорогое удовольствие?
Самые тонкие и длинные волокна кашемира называются «пашмина» (от перс. «pashm» - пух, подшерсток). Их тонина не превышает 13-15 мкм, что в 5 раз меньше человеческого волоса (75 мкм)! Этот пух не стригут, а вычесывают с груди и живота горных коз - его количество очень ограничено и составляет не более 50 г с одной козы.
Вложение:
cashmere2.jpg [ 53.6 Кб | Просмотров: 10703 ]
Интересно, что таким богатством могут похвастаться только козы с Тибета и некоторых прилегающих к нему районов - ниоткуда больше. Эти изумительные по своей нежности и теплу волокна дали название знаменитым шалям, которыми с давних пор славится Кашмир.
«Любимая! Египет покорен! Он у твоих ног!» - воскликнул Наполеон, вбегая в покои Жозефины. Она нахмурилась и в который раз подумала о том, как надоели ей эти мужские игры. «А вот и скромный дар из Александрии для моей королевы!», - Бонапарт накинул на плечи супруги тончайшую шаль ручной работы. Шаль заискрилась на солнце, переливаясь нежными красками. Жозефина замерла от восторга – ее тело окутывало настоящее чудо! «Это пашмина! Целый год над ней трудились трое мастеров - ткали, расшивали золотом и украшали драгоценными камнями. А потом полоскали в священном озере Дал, чтобы придать краскам вечное сияние. Теперь она твоя!»
Это случилось в конце 18 в. В Египет пашмина попала случайно, как подарок тогдашнего правителя Кашмира местному хедиву. А Наполеон получил ее в числе прочих подношений после завоевания страны. С тех пор мода на пашмины не проходила никогда. Женщины всех правящих династий Европы считали необходимым иметь столь великолепный аксессуар в своем гардеробе. Шали коллекционировали и передавали по наследству из поколения в поколение.
В 19 в. пашмина стала предметом особой гордости и эпатажа. Императрица Евгения, например, развлекалась так: когда беседа становилась скучной, она снимала кольцо с безымянного пальца и с легкостью продевала свою шаль сквозь него. Еще больше отличилась королева Мария Антуанетта: как-то раз она продемонстрировала, как из голубиного яйца, согретого ее шалью, вылупился птенец!
Вложение:
cashmere3.jpg [ 97.65 Кб | Просмотров: 10703 ]
Позднее кашемир стал использоваться для изготовления мужской одежды. Одним из первых его стал пропагандировать знаменитый английский денди, светский лев и ловелас Джордж Браммел. Он утверждал, что лучший способ покорить сердце новой дамы – сжать ее в объятьях, надев белый кашемировый жилет. От ласкового тепла и мягкого шарма кашемира таяли самые стойкие из женщин.
Сегодня кашемир – снова на пике. Его выбирают первые лица государства и голливудские звезды, дизайнеры с мировым именем и иконы шоу-бизнеса. Президент Италии Берлускони любит щеголять в кашемире от Brunello Cucinelli. Питер Броснан, знаменитый агент 007, напротив, предпочитает кашемировые джемпера Ballantyne. А Гвинет Пэлтроу, Мадонна и Анжелина Джоли коллекционируют пашмины разных марок, дают им ласковые прозвища и носят не только на вечеринки, но и на вручения высоких наград.
Стоит ли вязать из кашемира? Ведь он безумно дорогой! Тем, кого все еще волнует этот вопрос, отвечу: «Не стоит! Кашемир опасен. Он вызывает «эффект привыкания». Попробовав его один раз, вы можете навсегда потерять интерес к другой пряже!»